Как кризис повлиял на рынок труда SMM-специалистов

В кризис специалисты из сферы маркетинга удачно перестроились на гибкий и удаленный форматы работы и остаются востребованными у работодателей. Так, на долю предложений о работе, размещенных в этой профобласти на hh.ru, в Москве в июне 2020 года приходилось 8% от всех вакансий в городе, а в Санкт-Петербурге — 6%. Однако по сравнению с прошлым годом количество предложений о работе в маркетинге, как и в других сферах, сократилось. Так, в июне падение в России составило 36%, в Москве — 43%, в Санкт-Петербурге — 42% к аналогичному периоду 2019 года.

Одни из самых востребованных представителей сферы маркетинга сегодня — специалисты, работающие с социальными медиа. Рассмотрим более детально вместе с Екатериной Скляренко, руководителем отдела маркетинга hh.ru Северо-Запад и Эльнарой Петровой, основателем Агентства экспертного маркетинга NextMedia, что произошло во втором квартале в маркетинге и SMM в России. В этой статье мы ответим на вопросы, как повлияла пандемия на рынок труда в маркетинге и SMM, а также какие перспективы у соискателей и какие требования работодателей мы отмечаем уже сейчас и предвидим в ближайшем будущем.

Статья подготовлена на основе выпуска подкаста NextMedia Podcast, посвященного рынку труда.

Как кризис затронул сферу маркетинга и SMM

В апреле мы увидели падение количества вакансий по отношению к данным 2019 года. В профобласти «Маркетинг» во втором квартале 2020 года по отношению ко второму кварталу прошлого года в России количество вакансий сократилось более чем на треть (на 38%). При этом выросло количество удаленных вакансий (что вполне объяснимо) — на 40%. В 2019 году во втором квартале на них приходилось 5,6% от всех предложений, в этом году — 12%. Однако не факт, что со временем на этих позициях работодатели сохранят удаленный формат работы. Недавний опрос показал, что такое решение приняли всего 3% работодателей.

Еще один из трендов, который мы заметили, — последствия кризиса не похожи на прежние ситуации. В 2015-2016 годы после кризиса люди смелее, чем сейчас, меняли место работы, а если для них деньги не были главным фактором, то — совсем легко. Сейчас такого резкого прироста новых резюме, как в прошлые кризисы, не случилось. Люди старались держаться за свои рабочие места.

В то же время можно было заметить возрастающий спрос на дополнительное образование для маркетологов и SMM-специалистов. И это объяснимо: даже в вакансиях от малого бизнеса в разных регионах России все чаще встречается требование к профильным курсам и наличию сертификатов, подтверждающих владение конкретными инструментами и навык работы на разных площадках. В кризисное время становится особенно важно, как конкретные навыки сотрудника влияют на прибыль компании.

Какие вакансии в маркетинге и SMM наиболее востребованы

Во втором квартале 2020 года было заметным падение по всем ключевым специальностям в маркетинге: как у универсальных маркетологов, так и у таргетологов, и проджект-менеджеров. Количество вакансий снизилось от 30 до 15% в зависимости от позиции. Если сравнивать с данными «доковидного» прошлого в разрезе конкретных профессий, то количество вакансий в меньшей степени сократилось для таргетологов.

Однако если сравнивать соотношение количества вакансий по разным профессиям друг с другом, то для таргетологов предложений на рынке сейчас, как и раньше, в целом меньше, чем для универсальных маркетологов и SMM-менеджеров. Работодатели часто подразумевают, что, наняв маркетолога, они получат бойца, который в одиночку закроет и все специализированные направления работы по маркетингу. Такие же универсальные ожидания можно заметить и в описании вакансий для узких специалистов. Например, в вакансиях для контент-менеджеров и SMM-специалистов часто присутствует обязанность заниматься email-маркетингом, хотя email-маркетинг — отдельная специализация.

Что касается профилей соискателей, то они отличаются от позиции к позиции. Например, контент-менеджер — более «молодая» специальность. Среди ее представителей больше всего молодежи в возрасте от 18 до 30 лет и значительный пул кандидатов от 14 до 18 лет. Они активно размещают свои резюме и ищут первую работу, подработку. Похожая ситуация с модераторами интернет-сообществ.

Но как раз в кризис возникли сложности с трудоустройством у начинающих специалистов. Оптимальным показателем, отражающим конкуренцию за рабочее места, считается 5-6 резюме на одну вакансию. До кризиса на одну вакансию в сфере «Начало карьеры, студенты» в России в целом и в обеих столицах приходилось по 10-15 резюме студентов и выпускников, что выше нормы в три раза. Эта сфера всегда была очень конкурентной. Но в мае 2020 года в Москве и Петербурге этот показатель побил рекорд — резюме от начинающих специалистов столице стало примерно в 33 раза больше, чем вакансий для них. В Петербурге — в 40 раз больше. В среднем по России цифры меньше, но тоже выше оптимальных — в мае вакансий было в 15 раз меньше, чем резюме. Молодые специалисты — одна из тех профессиональных категорий, которая больше всего пострадала. Большинство компаний свернули программы стажировки, часть пересмотрела планы на набор новых сотрудников.

Какая конкуренция за рабочие места в SMM

На одну вакансию SMM-менеджера в России во втором квартале 2020 года приходилось больше 11 резюме, что выше нормы в два раза. Аналогичный показатель конкуренции (hh.индекс) среди менеджеров проектов была немного меньше — 9,7 резюме на вакансию, у контент-менеджеров — 8,4, у таргетологов — 6,8. В рамках оптимального показателя сохранился уровень конкуренции у универсальных маркетологов — 4,8. Это данные по России в целом. Однако пределах конкретного региона конкуренция может быть выше или ниже этого показателя. Например, в Москве показатель hh.индекса у маркетологов был равен 7,7, а в Петербурге — 6,2.

Как кризис повлиял на рынок труда SMM-специалистов
Как кризис повлиял на рынок труда SMM-специалистов

Какая география вакансий в SMM

Наибольшая доля вакансий по специальностям SMM, за исключением лидеров — Москвы и Петербурга, во втором квартале пришлась на Екатеринбург, Краснодар, Казань, Ростов, Воронеж, Новосибирск.

Удаленная работа, конечно, расширила границы. Но в вакансиях федеральных или международных компаний требования, как правило, значительно выше, чем в региональных. То же касается вакансий от крупного бизнеса и небольших компаний. Отличается и сам пул обязанностей, и даже стиль их описания. Например, в ИТ-компаниях, у которых много удаленных вакансий, больше предложений для работы в В2В. Обязательные требования на таких позициях для профессионалов из маркетинга: хороший английский язык и техническое образование.

Что произошло с зарплатами

Рассмотрим наиболее популярные предложения о работе в SMM и сравним зарплаты. Например, медианное предложение для менеджера проектов в SMM в Москве во втором квартале составило 80 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 60 тысяч рублей. В регионах зарплата может отличаться от московской на 30-60%. Предлагаемая зарплата для SMM-специалиста в Москве — 55 тысяч рублей, Петербурге — 45 тысяч рублей, в регионах России без учета двух столиц — 32,5 тысяч рублей. Для таргетологов зарплатное предложение по России в целом составляет 37,5 тысяч рублей, в Москве — 75 тысяч рублей, в Северной столице — 55 тысяч рублей.

Если сравнивать разные профессии в маркетинге, то предложение для SMM-менеджеров находится в нижней части зарплатного рейтинга. Как правило, выше остальных заработная плата у бренд-менеджеров и интернет-маркетологов.

Одна из общих тенденций рынка труда в кризис (не только в маркетинге) — снижение зарплатных ожиданий у соискателей. Обычно кандидаты указывают в своих резюме зарплату в среднем выше на 5-10 тысяч рублей, чем средняя зарплата, предлагаемая в вакансиях. Однако во втором квартале 2020 года сложилась ситуация наоборот. Это индикатор настроений на рынке труда, они связаны как со страхом сложностей при трудоустройстве, так и со стремлением взять на себя как можно больше проектов.

Как кризис повлиял на рынок труда SMM-специалистов
Как кризис повлиял на рынок труда SMM-специалистов

В каких сферах сегодня востребованы SMM-специалисты

Мы уже упомянули про ИТ-сектор, в вакансиях которого фигурируют требования к работе с B2B-сегментом, английский язык и технические знания. Это та сфера, где представители маркетинговых специальностей требуются чаще всего. На втором месте — розничная торговля. Здесь самые частые требования к специалистам — работа с пользователями, наполнение пабликов контентом , запуск розыгрышей и конкурсов, продвижение товаров и брендов на досках объявлений, работа с отзывами. Из ключевых требований можно выделить хорошее владение русским языком, знание особенностей работы разных социальных сетей, опыт работы с системами аналитики, знание графических редакторов. В небольших компаниях в обязанности контент-менеджеров и SMM-менеджеров обычно включено консультирование клиентов по товарам и услугам.

Также довольно много вакансий для специалистов в SMM из производственной сферы, строительства и финансового сектора. По-прежнему, несмотря на кризис, много предложений и от кадровых агентств.

Полный выпуск NextMedia Podcast с обзором рынка труда в SMM и рекомендациями для соискателей слушайте на любой из любимых платформ.