Статьи

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать, чтобы найти и согласовать того самого

Полный гайд для рекрутера по работе с коллегами, заказчиками и клиентами. Часть третья: всё об инструментах оценки и самых приятных согласованиях.

⏱ Время прочтения — 6 минут

Мы продолжаем серию статей по итогам вебинара «Работа рекрутера и заказчика: закрываем вакансии быстро и без стресса», который hh.ru провел совместно с Talantix. В предыдущих материалах мы разобрались, что важно знать до начала подбора, почему заявка — это обязательный этап, как ее снять и что в ней должно быть.

Сегодня обсудим все секреты безболезненного поиска и согласования кандидата мечты. Опытом делятся:

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать, чтобы найти и согласовать того самого

Когда включать заказчика в работу по подбору?

Ответ на вопрос о подключении заказчика в подбор гибкий и зависит от контекста: какой тип подбора, кого ищете, как давно работаете с заказчиком, подбирали ли уже похожего специалиста или это новая для вас вакансия. Но есть несколько универсальных советов:

  • в профессиональном подборе заказчик обычно подключается с самого начала и на большинстве этапов дает обратную связь рекрутеру;
  • поскольку в массовом подборе сроки сжаты, а требования к кандидатам невысоки, заказчик может даже не участвовать в скрининге резюме и присоединиться только на этапе группового интервью.
Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать, чтобы найти и согласовать того самого

Как согласовать кандидата?

В профессиональном подборе после составления заявки на подбор и скрининга резюме рекрутер согласовывает с заказчиком каждого из отобранных кандидатов. Вот как это можно сделать:

  • Аналоговым способом: распечатать резюме и отнести его на стол заказчику или скачать резюме и отправить его по почте. Недостатки этого варианта очевидны: включается человеческий фактор, письма теряются, заказчик забывает вовремя на них ответить, кандидат успевает найти другое предложение, и рекрутеру нужно всё начинать заново.
  • Использовать CRM-систему: например, в Talantix рекрутер просто прикрепляет линейного руководителя к вакансии, тот может самостоятельно просматривать резюме и оставлять комментарии.
  • Использовать CRM-систему способом «для тех, кто не хочет осваивать новое ПО»: в Talantix есть вариант согласования, который называют «как в Tinder». Рекрутеры знают, что не все заказчики хотят осваивать новую систему — для них придумали отдельную опцию. Рекрутер выбирает резюме и направляет их на любую внешнюю почту, причем всё делается буквально в один клик.
Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать, чтобы найти и согласовать того самого
Согласование «как в Tinder»: заказчик получит на почту список кандидатов, переходит по ссылкам и видит вот такие страницы: есть лайк и дизлайк, можно оставлять комментарии.

Когда давать тестовое и какое?

Среди рекрутеров ведутся споры, когда давать кандидату тестовое задание — до встречи с руководителем или после. И давать ли его вообще? Готовых ответов нет — нужно учитывать контекст. Вам поможет это сделать наша таблица с вариантами решений:

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать, чтобы найти и согласовать того самого
Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать, чтобы найти и согласовать того самого
Наталья Громова, руководитель hr-project.ru

«По нашему опыту, если давать тестовое до собеседования с руководителем, многие кандидаты не мотивированы его выполнять. Поэтому мы выступаем за минимизацию проверочного задания, переведение его в устный формат — например, чтобы заказчик задал несколько вопросов во время интервью. Если заказчик реагирует на это негативно, я предлагаю посмотреть на воронку: если она не очень большая и выбор ограничен, лучше снизить риски потери хорошего кандидата. Еще есть тренд, особенно в ИТ, сокращать длительность этапов подбора, проводить всё в один-два дня, чтобы кандидата не перехватили компании-конкуренты. Такие сроки могут показаться нереалистичными, но если вы используете специальное ПО для рекрутмента — у нас это облачная CRM Talantix, они становятся посильными».

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать, чтобы найти и согласовать того самого
Тестовые задания с Talantix — еще проще и удобнее: вы можете настроить автоматическую отправку задания при переходе кандидата с этапа на этап: когда соискатель заполнит ответ, тот автоматически подтянется в его карточку в системе. При этом и рекрутер, и заказчик получат уведомление «всё готово». А еще можно создать библиотеку вакансий — собрать их в одном месте по категориям.

Нужна ли стажировка в профессиональном подборе или только в массовом?

В массовом подборе стажировка сроком 1-2 дня — обычная практика. А как в профессиональном? Для студентов или кандидатов на junior-позиции стажировка — это возможность познакомиться командой и увидеть работу в реальном режиме. Но как предложить стажировку опытному кандидату?

Есть стереотип, что кандидат с большим послужным списком, тем более в конкретных сферах типа ИТ, обязательно откажется от стажировки. На деле соискатели делятся на два типа: те, кто хочет официальное оформление с первого дня, и те, кто не спешит получить лишнюю запись в трудовую и хочет присмотреться к команде — вдруг не сработаемся? Так что даже опытный разработчик может согласиться на стажировку, если получит адекватную оплату, которую можно оформить как договор по оказанию услуг.

Когда мы разобрались, что предлагать пробные рабочие дни — это нормально, посмотрим, какие есть за и против у такого решения:

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать, чтобы найти и согласовать того самого
Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать, чтобы найти и согласовать того самого
Олеся Плотникова, руководитель отдела подбора и адаптации hh.ru

«Я скорее негативно отношусь к стажировкам и трудовым дням. Допущу, что для небольших компаний и стартапов это вполне рабочая модель, но в нашем случае я однозначно против. Мы перекрываем это четко налаженным процессом найма. Плюс на этапе собеседования с кандидатами на сложные позиции (разработчики, аналитики, продакт-менеджеры) знакомится не только руководитель, но и вся команда. Ребятам еще работать с этим человеком, поэтому они могут давать обратную связь и даже отклонять кандидатуру».

Когда кандидат согласован, прошел собеседование с рекрутером и, может быть, даже сделал тестовое задание, остается волнительный этап живой встречи с заказчиком. В следующей статье расскажем, как подготовить руководителя и соискателя так, чтобы на интервью случилась та самая «химия».

Повысить шансы найти «именно того» кандидата помогут алгоритмы умного подбора, которые мы используем в Talantix. Искусственный интеллект ранжирует отклики кандидатов так, чтобы рекрутер увидел самые подходящие резюме раньше других. Хотите попробовать робота в деле? Запишитесь на бесплатный тест-драйв системы.

Вернуться в начало

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать до начала подбора
Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать о заявке на подбор

Читать дальше

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать об интервью
Работа рекрутера и заказчика: как нанимать людей быстрее

Вакансии дня